Меню сайта

Категории раздела

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт воспитателя
 Бехлер Елены Владимировны


Понедельник, 08.03.2021, 15:16

Рабочая программа воспитателя младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2016 – 2017 учебный год
[ Скачать с сервера (588.0 Kb) ]10.05.2019, 18:01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2016 – 2017 учебный год

I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка рабочей программы второй младшей группы МБОУ «СОШ № 6» 1.1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования. Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответствии с ФГОС ДО. Структура рабочей программы по развитию детей второй младшей группы включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел. Каждый из основных разделов включает: -обязательную часть (основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» Е.В. Соловьевой, предназначенную для работы с детьми от 3 до 4 лет, и направленную на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья); -часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой представлены выбранные из числа парциальных или разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей с учетом образовательных потребностей, интересов, мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Объем обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 40%. Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 5 образовательным областям: -социально - коммуникативное развитие, -познавательное развитие, -речевое развитие, -эстетическое развитие, -физическое развитие. Общий объем обязательной части рабочей программы по развитию детей второй младшей группы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: -образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы); -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -самостоятельную деятельность детей; -взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования. Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными психолого-педагогическими и индивидуальными возможностями, требованиями к развитию личности ребенка. Развивающий эффект обеспечивается за счет развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» » Е.В. Соловьевой в каждой возрастной группе. Взаимосвязи детской деятельности: специально организованной (основные формы: непосредственно образовательная деятельности, развлечения, праздники, дополнительные формы: кружки, секции), совместной (игра, трудовая деятельность, индивидуальная работа и т. д.) и самостоятельной (игровая деятельность, выполнение заданий и поручений). Основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» » Е.В. Соловьевой направлена да достижение трех основных целей: -Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; -Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; -Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Цель реализации рабочей программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: -создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Уточняя и дополняя задачи реализации рабочей программы дошкольного образования, необходимо отметить, что средствами основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» Е.В. Соловьевой осуществляется решение следующих задач: 1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы. 2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического). 3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали). Разработанная рабочая программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных представлений о Северном крае ХМАО-Югры. 1.2. Принципы и подходы к реализации программы. Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы: Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО: 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. 3. Уважение личности ребенка. 4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Основные принципы дошкольного образования. 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). 3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Сотрудничество ДОУ с семьей. 6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9.Учет этнокультурной ситуации развития детей. Принципы, сформулированные на основе особенностей основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» Е.В. Соловьевой: Программа является современной интегративной про¬граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа¬ния образования. Принципы: -принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка; -принципы научной обоснованности и практи¬ческой применимости, основывается на базовых положени¬ях возрастной психологии и дошкольной педагогики; -решение по¬ставленные цели и задачи на разумном минимально необ¬ходимом и достаточном материале, не допуская перегру¬женности детей; -единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников; -принципа интеграции образователь¬ных областей в соответствии с возрастными возможностя¬ми и особенностями детей, а также спецификой образовательных облас¬тей; -принцип комплексно-тематического построения образо¬вательного процесса. Данный под-ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни¬ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет¬ского сообщества. 1.3. Характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Во второй младшей группе МБОУ «Средней общеобразовательной школы №6» воспитываются дети 3-4 лет. Приложение №1. Список детей. В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого. В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать). В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями). В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять. Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладе¬ние изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутству¬ют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конст¬рукции из 2 - 3 частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). 1.4. Социальный статус родителей. Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» создает доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Приложение № 2. Социальный паспорт. 2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования 2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте 3 - 4 лет; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: -Целевые ориентиры образования в раннем возрасте. -Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: -ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; -использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; -владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; -стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; -проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; -проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; -у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 2.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования. Освоение основной образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями во второй младшей группе 2 раза в год - в середине и в конце учебного года (декабрь, апрель). Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Цель педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) - выявление результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы. Критерии педагогической диагностики (мониторинга) освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками в дошкольных группах 2.3.1.Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира. № Ф.И.ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 р 1 1.Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. 2.Называет членов своей семьи, их имена. 3.Ориентируется в группе, называет местоположение предметов. 4. Называет профессии: (медсестра, повар, воспитатель, врач, продавец, шофер, повар, строитель). 5.Узнает и называет транспортные средства и их части (автомобиль, трамвай, грузовая машина). 6. Называет родной город. 7 . Узнает и называет 2 вида деревьев: елка, береза (рябина). 8. Узнает и называет 3-4 вида овощей(картофель, свекла, морковь, огурец); фруктов (яблоко, апельсин, лимон груша). 9. Узнает и называет 3-4 вида домашних животных: (корова, собака, лошадь, кошка, коза.); диких животных: (медведь, заяц, волк, лиса). 10.Узнает и называет 3-4 вида птиц в том числе и домашних: (воробей, сорока, куры, гуси.);насекомых (бабочка, муравей, божья коровка). Формирования элементарных математических представлений № Ф.И. ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 р 1 1.Показывает и называет 1,2,3 предмета. 2.Показывает один – много. 3.Сравнивает больше, меньше, поровну. 4.Понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, над –под. 5.Составляет сериационный ряд из трёх предметов (по ширине). 6.Сравнивает предметы по высоте (низкий, высокий). 7.Сравнивает предметы по длине (длинный короткий). 8.Называет времена года. 2.3.2.Образовательная область « Речевое развитие» Развитие речи. № Ф.И.ребенка 1 2 3 4 Р 1 1.Называет предмет – существительные. 2.Называет признаки – прилагательные 3.Называет действия – глаголы 4.Группирует предметы на основе обобщающих слов (игрушки, мебель, одежда, посуда, обувь). Развитие мелкой моторики руки № п/п Фамилия, имя ребенка Кинестический праксис Кинетический праксис Р Работа с бумагой Тактильные ощущения Сила тонуса Координация движений Обследование щепоти «Кольцо» «Коза» «Три богатыря» «Заяц» «Солдатики» «Вилка» Вырезание ножницами Обрывание листа бумаги Узнавание качества предмета Узнавание формы предмета Узнавание предмета Сжатие рук взрослого двумя руками Сжатие рук взрослого одной рукой Вдевание нитки в иголку «Ладонь-ребро-кулак» «Коза-заяц» Захват карандаша «Посолим суп» «Катание шарика» 2.3.3.Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие». Художественное творчество (рисование, лепка, конструирование). № Ф.И. ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Р 1 1.Передаёт образцы предметов и явлений округлой формы, прямые, наклонные. Изображает длинные и короткие, пересекающие линии. 2.Узнает и называет цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый. Подбирает цвет, соответствующий предмету. 3.Умеет правильно держать карандаш, кисть. 4.Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, народных игрушек. 5.Проявляет желание передать в лепке несложные предметы, состоящие из нескольких одинаковых или разных по форме частей. 6. Вносит свои дополнения в работу по лепке (инициатива). 7.Использует прием прямого и кругового раскатывания, соединения путем прижимания. Применяет способы: защипывание, сплющивание. 8.Узнает и называет основные детали строительного материала. (брусок, кирпичик , цилиндр, кубик) 9.Строит по образцу. Строит по условиям. Музыкальное развитие № Ф.И. ребенка 1 2 3 4 5 6 Р 1 1. Узнает музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, металлофон). 2.Слушает музыкальные произведения до конца. 3.Узнает знакомые мелодии. 4. Различает звуки по высоте. 5.Различает тихое – громкое звучание. 6.Поет, не отставая и не опережая других детей в группе. 7. Выполняет танцевальные движения: кружиться в парах, попеременно притопывает ногами, двигается под музыку с предметами. 2.3.4. Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие». Игровая деятельность № Ф.И.ребенка 1 2 3 4 5 6 7 Р 1 1. Объединяется со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирает роль в сюжетно-ролевой игре. 2. Проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре. 3. Самостоятельно подбирает атрибуты для той или иной роли. 4. Дополняет игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. 5. Принимает на себя роль, непродолжительно взаимодействует со сверстниками в игре от имени героя. 6. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию. 7. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Социализация № Ф.И. ребенка 1 2 3 4 5 Р 1 1. Эмоционально отзывается на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок. 2.Проявляет вежливость и сопереживание во взаимоотношениях. 3.Взаимодействует с взрослыми и сверстниками в игре. 4.Налаживает контакты в быту, в самостоятельных играх посредством речи, взаимодействует со сверстниками. 5.Проявляет доброе отношение к сверстникам и взрослым. 3. Формируемая часть рабочей программы дошкольного образования на основе программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. 3.1. Цели программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования Целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы. Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Главными задачами программы «Социокультурные истоки» являются: -приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность; -организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей; -развитие социального партнёрства всех участников образовательных отношений; -создание условий для развития познавательной сферы ребёнка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру; -формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты; -создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире; -обеспечение преемственности в работе дошкольной организации и школы. Программа «Социокультурные истоки» решает и новые цели и задачи, появившиеся в образовании в связи с выходом ФГОС ДО: -Повышение социального статуса дошкольного образования на основе введения нового содержательного компонента социокультурной и духовно-нравственной направленности. -Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования через формирование общей культуры личности с учетом национальной, этнокультурной и региональной составляющей. -Обеспечение целостного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения с учетом потребностей и интересов общества, семьи и личности. -Обогащенное развитие детей дошкольного возраста через единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. -Обеспечение права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, эмоциональное развитие, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе. -Непрерывное накопление ребенком социокультурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, духовно-нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. -Разностороннее, полноценное и гармоничное развитие личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. 3.2.Логика освоения основных категорий курса пропедевтики «Истоки» выглядит следующим образом: В младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга; В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются: -развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение; -развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости; -развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному). С целью духовно-нравственного развития детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса. Через освоение содержания программы дети получают первичные представления социального характера о семье, ближайшей социокультурной среде, о моральных и нравственных нормах и правилах, принятых в обществе, его культурных ценностях и традициях; о государстве и принадлежности к нему, о мире.«Социокультурные истоки» раскрывают для детей значение труда в жизни человека, формируют уважительное отношение к людям труда. Программа подводит детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Программа «Социокультурные истоки» с позиций социализации, социокультурного и духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольника способствует успешному решению следующих приоритетных задач ФГОС ДО: -охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; -создания благоприятных условий развития … каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; -формирования общей культуры личности детей, … развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; -обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. 3.3. Планируемые результаты программы «Социокультурные истоки» социокультурного развития ребёнка. Программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка-дошкольника, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности. Истоки ориентированы на принцип единства деятельности, сознания и личности. Программа создает условия для того, чтобы перевести категории Истоков в практическую плоскость, и, путем совместной деятельности с родителями, присоединить детей и их семьи к единым социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Младшая группа (3-4 года) В возрасте 3-4 года определяющей потребностью в общении у детей является потребность самовыражения и потребность в доброжелательном внимании. В процессе реализации программы в младшей группе детского сада ставятся задачи развития: - коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному); - доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости. 3.4. Программа «Социокультурные истоки» в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует: -созданию условий для активного приобщения всех участников образовательных отношений к базисным социокультурным ценностям родного Отечества; -развитию социокультурной основы личности; -интеграции знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формированию опыта её целостного восприятия; -созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в дошкольной организации и семье, повышению педагогической культуры родителей; -формированию семейных ценностей (любовь и уважение к семье, родителям, людям старшего поколения; братьям и сестрам; желание оказывать им посильную помощь, проявлять сочувствие, милосердие); уважению семейных традиций; -формированию понятия ценности человеческой жизни, значимости и неповторимости каждого человека; представлений о культурных ценностях общества и своем месте в нем; активной гражданской позиции в соответствии с возрастными особенностями развития; -гендерному воспитанию и развитию детей; -формированию умения отличить хорошее от плохого как в литературном произведении, так и в жизни.; -проявлению навыков нравственного поведения (доброжелательность, честность, правдивость, терпение, милосердие, сочувствие, послушание и др.); -формированию в детях трудолюбия, привычки к занятиям полезной деятельностью, непраздному проведению времени; -уважительному отношению к людям труда и результатам их деятельности; -гуманно-ценностному отношению к природе и к окружающему миру; -развитию у дошкольников навыков эффективного диалогового познавательного, делового и личностного общения со всеми участниками образовательных отношений; -формированию готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми (приходить к согласию, уметь слушать и слышать, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса, участвовать на равных в общем деле понимать сверстников и взрослых; принимать точку зрения собеседника); -формированию творческой позиции; высокого уровня мотивации к общению ребенка со сверстниками и взрослыми; -обеспечению единства умственного и эмоционально – нравственного развития дошкольника; -присоединению дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания, педагогических технологий, образовательного инструментария. 3.5.Программа «Социокультурные истоки» в реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС способствует формированию у детей: -первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; -о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; -о малой родине и Отечестве; -о социокультурных ценностях нашего народа; -об отечественных традициях и праздниках. Познавательное осмысление осваиваемых духовно-нравственных категорий и ценностей осуществляется в разных видах самостоятельной и совместной деятельности взрослого (педагога и родителя) с детьми через реализацию принципа интеграции на основе следующих особенностей программы «Социокультурные истоки»: -соединение воедино познавательных, нравственных, и социокультурных понятий, что позволяет объединять воспитание и развитие в целостный образовательный процесс; -освоение положительного социокультурного опыта родного народа и приобретение личностного социокультурного опыта, который осваивается детьми на основе прочувствованных знаний; -переосмысление прошлого и настоящего опыта; развитие способности ориентироваться на будущее; -выход на целостное развитие ребёнка и успешный переход его с одной ступени на другую, что обеспечивает более высокий уровень познавательного развития; -внесение нового содержательного компонента познавательно развития дошкольников на основе базовых ценностей родного Отечества; -изменение взаимодействия педагога с детьми на основе субъектной позиции ребенка (он активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания, свободен к принятию и обоснованию нестандартных решений); формирование у детей интереса к будущей взрослой жизни, созданию семьи и выбору профессии. Освоенные воспитанниками категории и ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность использовать полученные знания в реальной жизненной ситуации. 3.6. Программа «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГОС в реализации образовательной области «Речевое развитие» способствует: -обогащению активного словаря; -развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -знакомству с книжной культурой, детской литературой, пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы. В образовательной области «Речевое развитие» программа «Социокультурные истоки» способствует формированию умений и навыков: -работы с детской литературой; -слушания чтения взрослыми литературных текстов в книгах для развития; -запоминания понравившихся отрывков текстов; -восприятия содержания книг для развития; -проявления личностного отношения, сопереживания героям литературных произведений; -проявления интереса к родному слову в литературных произведениях; -общения со взрослыми и сверстниками в процессе слушания и восприятия содержания книг для развития; -развития грамматического строя речи, лексической и произносительной стороны речи; -активного речевого развития дошкольников; развития вербальных и невербальных средств общения. 3.7.Программа «Социокультурные истоки» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС способствует: -развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; -становлению эстетического отношения к окружающему миру; -стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; -реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.). Программа «Социокультурные истоки» в художественно-эстетическом развитии дошкольников решает задачи: -формирования эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды развития (образы-иллюстрации серии книг для развития и альбомов для рисования позволяют детям получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведений и осваиваемых категорий курса пропедевтики «Истоки»); -эмоционально-образного развития духовно-нравственного контекста осваиваемых категорий на основе освоения книг для развития, Альбомов для рисования, системы АФОД, музыкально-художественных произведений; -эмоционально-чувственного развития (ребёнок при освоении содержания Истоков испытывает комплекс чувств, эмоций, размышлений, выражает их в рисунках на страницах Альбома в книгах для развития и в альбомах для рисования); -музыкально-творческого развития (народные игры, песни, хороводы включены составной частью в книги для развития детей и в планы итоговых занятий; музыкальное сопровождение используется и при проведении большинства итоговых занятий с детьми и родителями); -культурологического развития (родная сказка, музыка, песня, хоровод, игра, фольклор, картины русских классиков, народная игрушка, декоративно-прикладные изделия мастеров и др. помогают раскрытию культурного опыта народа, его традиций, осваиваемых социокультурных категорий. Родная культура знакомит детей с обычаями, традициями, жизненными ценностями, народными праздниками, где старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании). Программа «Социокультурные истоки» формирует у детей художественные умения и навыки: -работы с разными изобразительными материалами; -использования разнообразных технических приёмов в создании образов на страницах Альбома в книгах для развития и в Альбомах для рисования; -передачи отношения к герою с помощью цвета, линии, формы, пространственного расположения; -отражения действительности в художественно-образной форме; -доведения рисунка до логического завершения; -культуры слушания родной музыки, умения высказывать свои впечатления о прослушанном; -выразительного исполнения родных песен; -сочинять мелодию колыбельной песни; -эмоционально-образно исполнять народные хороводы, используя мимику и пантомиму; -инсценировать родные песни; -подыгрывать простейшие мелодии на народных инструментах. 3.8.Программа «Социокультурные истоки» в освоении образовательной области «Физическое развитие» способствует решению следующих задач: -правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; -овладению подвижными играми с правилами; -становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычек. Программа «Социокультурные истоки» для решения задач полноценного физического и психического развития, сохранения и укрепления здоровья и становления ценностей здорового образа жизни, имеет следующие отличительные особенности: -учёт возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-8 лет при отборе и выстраивании системы духовно-нравственных категорий и ценностей для работы с дошкольниками; -использование в работе с детьми нового вида образовательного инструментария – серии книг для развития и альбомов для рисования, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного смысла осваиваемых категорий и ценностей; -использование системы здоровьесберегающих активных форм развития и воспитания – ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в четверке, работа в микрогруппе с использованием развивающих педагогических технологий; -создание педагогом в группе комфортно-доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, отсутствие отрицательных оценок по отношению к детям и взрослым; -формирование у дошкольников на каждом активном занятии основных психических функций - восприятия, мышления, речи, чувствования, эмоций; -формирование мотивации на совершение добрых дел, на совместное достижение значимых положительных результатов; -своевременное развитие эмоциональной сферы дошкольников через систему АФОД и освоение образовательного инструментария – книг для развития и альбомов для рисования; -развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, формирование координации движений, развитие глазомера, цветовосприятия и умения работать карандашами в процессе системной работы по оформлению страниц Альбома и заданий в книгах для развития; -формирование у детей и их родителей системы жизненно-важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности и содержании своего тела в чистоте; -гармоничное развитие ребенка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, пение песен, изобразительного творчества, которые обладают развивающим и оздоровительным эффектом; -«Истоки» призваны научить ребенка выбирать то, что является жизненно важным, выводят его на качественно иное осмысление полезных видов деятельности, включая занятия физической культурой и спортом; -освоение детьми системы устойчивых духовно-нравственных ценностей родного Отечества, способствует развитию речи; образного(способность увидеть, распознать, сохранить внутри себя положительный образ);предметно-действенного (перевод полученных знаний о нравственности в практическую плоскость, использование знаний в реальной жизненной ситуации); основ логического (работа с русскими народными сказками, способствующими освоению системы ценностей); ценностного (выход на жизненно важную систему ценностей); креативного (творческая работа по оформлению страниц Альбома «Мои истоки», создание рисунков в Альбомах для рисования);абстрактно-логического (освоение содержания и символов русских народных сказок);конструктивно-позитивного мышления (способность предложить что-то позитивно-положительное); -на развитие всех видов мышления направлена работа детей по освоению содержания книг для развития, системы категорий и ценностей, взаимодействие с людьми нескольких поколений, работа в альбомах для рисования и др. II.Содержательный раздел 1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых во второй младшей группе МБОУ «СОШ № 6» программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя разделы: Социализация, игровая деятельность. А также социально-коммуникативное развитие переплетается с другими образовательными областями. Для достижения целей по социально-коммуникативному развитию педагог должен содействовать: 1.Своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: -расширять круг знаемых мотивов человеческой деятельности. -поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре; -расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей; способствовать осознанию ребёнком его собственных целей; -формировать способность реализовать цепочку из двух-трёх соподчинённых целей. -помогать ребёнку овладевать различными способами достижения -развивать у детей навыки самообслуживания. -познакомить детей с ножом и вилкой и научить ими пользоваться; -завершить работу по обучению поль
Категория: Мои разработки | Добавил: Елена
Просмотров: 13865 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск

Друзья сайта

Погода

Югорск © 2021 uCoz Яндекс.Метрика